Ненаучный атеизм
Nov. 13th, 2012 01:14 am
Из этой книги неожиданно для себя узнал, что есть такая тенденция – объединение атеистов, в первую очередь «научных», с целью пропаганды своего мировоззрения.
Мне это кажется совершенно ненужным.
Во-первых, я не считаю, что атеизм, выставляющий себя как единственно верная картина мира, опираясь на аргументы «от науки» - что, как я понял, и называют научным атеизмом – имеет смысл. Наука и вера в Бога не пересекаются, что должно быть очевидно всякому разумному человеку. Картины мира современных цивилизованных религий, как правило, в качестве приоритетного выдвигают аллегорическое толкование священных книг, так что даже говорить о том, что современные научные данные опровергают изложенные в этих книгах факты, нельзя. Выбор между верой и неверием, атеизмом и теизмом – это не выбор между истиной и иллюзией, это выбор между образцами поведения и формами отношения к миру. Этот выбор – он не про то, каков мир, а про то, что и как ты в нем делаешь.
Например, я, как неоднократно было здесь, в этом жж, указано, выбираю атеизм не потому, что мне кажется, что он дает истинную картину мира, а потому, что он соответствует мужественному отношению к действительности. Верующие не имеют мужества жить в равнодушном к ним мире. Грубо говоря, они трусы. Мужество лучше трусости, но не истиннее его.
Во-вторых, тот факт, что православие нынче пытаются сделать государственной идеологией – это факт политический. Протест против этой попытки должен носить характер протеста политического, а не мировоззренческого. Нужно спорить не с верующими и бороться не с РПЦ, нужно бороться с властью, которая хочет взять доктрину РПЦ на вооружение и уничтожить разномыслие. Лично я считаю, что у власти вообще не должно быть идеологии, кроме стерильной бюрократической идеологии а-ля Макс Вебер, что власть должна быть чисто менеджеральной, инстанцией принятия управленческих решений. Атеизм как идеология столь же вреден, как и православие как идеология или ктулхизм как идеология. Как говорит наш человек А. Кураев, истинно верующих в любом обществе 10%, и вопрос заключается лишь в том, диктуют ли эти 10% свою волю остальным или нет. Бороться надо именно против того, чтобы они диктовали свою волю. Но бороться следует не с ними, а с теми, кто может предоставить им эту возможность – против того, чтобы они единолично решали, какие возможности кому следует предоставлять.
Отдельная проблема, конечно, что непонятно, как бороться с властью. Власть, очевидно, «нас» не слышит. Даже декабрьские выступления ни к чему, в общем-то, не привели. Как (бывший) ролевик и шизоид, я склонен к стратегии формирования своего собственного, альтернативного мира с выставлением непроницаемых кордонов на границе. Но это, наверняка, не лучшее решение.
Извините, если кого обидел.
(no subject)
Date: 2012-11-13 08:01 pm (UTC)Я бы хотел не поправить тебя, а скорее представить свою точку зрения как верующего человека, чтобы ты имел альтернативную информацию.
Так вот, меня изрядно удивляет то, что атеисты считают источником веры страх, трусость и т. п. Это в такой степени не соответствует моему религиозному опыту как Православного Христианина (и опыту лично знакомых мне моих братьев и сестёр), что остаётся только недоумевать, каким образом атеисты приходят к своим выводам, поскольку я не вижу никаких посылок к ним в содержании моей веры. Конкретно следующая фраза меня привела прямо-таки в восторг: "Верующие не имеют мужества жить в равнодушном к ним мире. Грубо говоря, они трусы". Как говорится, скажи это Фёдору Емельяненко )))
Исторический успех Христианства как раз связан с победой над страхом и языческо-атеистическим фатализмом. От шедевров атеистического миромыслия (вроде ильенковской "Космогонии духа") можно печально взвыть, взмыть же можно только от подлинно духоносного Слова, заключённого в Благой Вести Иисуса Христа. Даже Геннадий Андреевич Зюганов признал, что Новый Завет написан куда более талантливо и глубоко, чем "Кодекс строителя коммунизма".
Как в некоторой степени антропологу (позволю себе такое слово в отношении выпускника философского факультета), очень советую прочитать, например, записки митрополита Нестора Камчатского о духовном состоянии камчатских язычников. Да или какие-нибудь другие записки о каких-нибудь других "камчадалах" Африки или Азии. Оно отличается от состояния атеистов только модусом базовых религиозных чувств: одни со страху "задабривают" злых духов, атеисты же задабривают своё Я. Так вот: что заставляет язычников задабривать злых духов, а атеистов создавать "железный занавес" вокруг своего Я? По-моему, это как раз тот самый страх (а глубже - ужас), который, по Хайдеггеру, есть якобы базовый феномен, раскрывающий человеку бытие (в другом сочинении Хайдеггер также говорил о любви как таком феномене, но совсем не развил эту линию, да и не мог).
Для нас, Христиан, выбор между верой и неверием, это, конечно же, выбор не между мужественным или трусливым отношением к жизни, а между Истиной и ложью. И в этом смысле сам предмет выбора очевидно возвышеннее. Что значит мужество без Истины? - Ничего, потому что оно не даёт перспективы, и особенно же перспективы жизни вечной (а меньшим Христианин не удовлетворится). У атеиста есть мужество на что угодно, только не на Истину, что выдаёт его страх перед ней либо холодное безразличие, которое есть не более чем усыпляющая страх прививка.
Главная наша проблема - мы сами. И равнодушие мира по отношению к нам может быть ни чем иным, как нашим равнодушием к миру и людям.
Как-то так.
(no subject)
Date: 2012-11-14 07:04 pm (UTC)Не опровергаю тебя, хочу только заметить, что не имел в виду, что верующие христиане испытывают страх одновременно с верой, скорее вера тут выступает почти как "усыпляющая страх прививка". И в этом смысле страх - феномен действительно базовый, но есть те, кто его "усыпляет", а есть те, кто его преодолевает (атеисты).
А вот насчет мужества перед Истиной и страха перед ней не очень понял. Поясни, если можно - почему вообще может быть нужно мужество, чтобы принять христианскую картину мира, идею о существовании вечной жизни и т.д.?
(no subject)
Date: 2012-12-02 04:25 pm (UTC)Что до страха, то Христианская вера как раз предполагает его устранение, а не "усыпление", об этом много где говорится в Священном Писании. Например, у апостола Иоанна: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви".
Может, это простецки даже прозвучит, но кого или чего мне бояться, если со мною Бог? Это как у детей: "А у меня папа самый сильный". "А у меня брат каратист". А мы, верующие, и есть дети Небесного Отца, с Которым нам хорошо. Вот это детское безстрашие имеют в преизбытке наши святые, они шли на любые муки из любви к Богу. Они зачастую испытывали физический страх перед мучениями, но ещё страшнее для них было отречься от Христа, предать Самого Любимого и Самого Любящего.
Насчёт мужества перед Истиной: это мужество, как мне кажется, состоит в том, чтобы переступить через своё Я, самого себя в некотором смысле умертвить ради того, чтобы быть с Богом. Господь говорит: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Т. е. чтобы идти за Богом, нужно взять крест. Для кого-то он может состоять в отречении от своих философских воззрений, устоявшихся привычек. Вот тут и нужно мужество. Принимая Христа, ты говоришь Ему: "Господи, ради того, чтобы быть с Тобой, я готов ради Тебя претерпеть то, что Ты претерпел ради меня. Я готов изменить свою жизнь ради Тебя".
Что до вечной жизни, то эта "идея" вообще главная, без неё вся эта жизнь - не более чем судорожный абсурд длиною сколько-то лет, завершающийся червями в разлагающемся теле и бурьяном на могиле. Предполагаю даже, что исходно культ предков и забота о могилах имеют связь с верой во всеобщее воскресение.
Знаешь, какое это мужество? - Когда ты не видишь ничего, и не знаешь, есть ли впереди опора (есть ли вечная жизнь, небесный мир и т. д.), и тебе Бог говорит: "Сделай этот шаг, и будешь спасён". И ты делаешь. И тогда только узнаёшь наверняка. Это как учившийся прыгать между небоскрёбами Нео, только намного круче, потому как предельно реально.
Желаю, чтобы твоя долгая дорога в Небо была благополучно тобою пройдена. Господь любит тебя и в любой момент готов предложить тебе пойти вслед за Ним, дорогой самоотречения, страданий, безконечной любви, безмерной радости.