Что такое рай
Sep. 21st, 2012 10:41 pmА вот это уже я придумал сам. Хотя аналогий и источников вдохновения можно найти немало, точно это вроде бы не соответствует ни одной религиозной системе.
Сначала мне пришло в голову, что рай – это покой, наполненный впечатлениями.
Уже позже я понял, что изначально искал описание совершенного состояния, причем скорее в античном смысле завершенности, ограниченности, т.е. умеренности, нейтральности. Это рай ноля, а не абсолютного плюса.
Отсутствие покоя, стремление к чему-то означает нехватку, т.е. несовершенство и страдание в смысле буддистского желания. Но покой без впечатлений – это просто пустота, несуществование.
Вероятно, рай (совершенное состояние) – это такое состояние, аналогом/метафорой которого может быть сон или греза (сон взят для наглядности, рай не=сон). Бесстрастная вовлеченность во впечатление, устраняющая дистанцию между впечатлением и его субъектом. Впечатление, как пылесос, тянет субъекта к себе. Субъект, как зонтик, в сторону впечатления выгибается, оставаясь краешками прибитым к себе.
Порождая дистанцию между впечатлением и субъектом, сознание ведет к возможности скуки и страдания из-за необладания. Таким образом, здесь оказывается верен тезис Достоевского-Гиренка (Достоевского в интерпретации Гиренка) о том, что сознание есть страдание.
В сознании мы смотрим фильм. Нам может надоесть – и мы лишимся покоя. Нас может увлечь судьба героя – и мы лишимся покоя. Без сознания, без дистанции мы смотрим сон.
Это состояние захваченности впечатлением до потери впечатляющего можно назвать завороженностью. Оно, видимо, может быть сопряжено как с разными впечатлениями, перетекающими друг в друга, так и с некоторым единым и единственным впечатлением, столь мощным, что оно может раскрываться целую вечность, не теряя своего единообразия. В последнем случае это нечто вроде созерцания Бога, так что, может быть, это и можно согласовать с христианской догматикой.
Впечатление не обязательно должно быть «хорошим» в обычном смысле. Может быть, на изобретение этой фигни повлиял и Лавкрафт. Кажется, у него как раз и есть описания завороженности, которая сопряжена со страхом, тревогой, экзистенциальным ужасом. Но эта завороженность очень привлекательна в силу того, что она – завороженность, устраняющая сознание-страдание.
В качестве картинки для привлечения внимания – опять же, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте. Круто работал чувак все-таки.