dakarant: (Default)
[personal profile] dakarant
-- Гм, -- сказал Кэнси, дослушав до конца. -- Любопытно...
"Когда я приезжаю в чужую страну, -- процитировал он, -- я
никогда не спрашиваю, хорошие там законы или плохие. Я
спрашиваю только, исполняются ли они..."
-- Что ты этим хочешь сказать? -- осведомился Андрей,
нахмурившись.
-- Я хочу сказать, что закон о праве на разнообразный
труд, насколько мне известно, не содержит никаких исключений.
-- То есть ты считаешь, что Вана надо было закатать на
болота?
-- Если этого требует закон -- да.
АБС, "Град Обреченный".


Вернемся к нашим либеральным баранам.
Есть в либерализме такая штука. Называется верховенство закона. Вот за нее я либерализм и люблю.
Как известно, строгость (и абсурдность) законов в нашей славной стране компенсируется («умеряется») необязательностью их исполнения. Возникает странная ситуация. с одной стороны, реально работают теневые договоренности, основанные на таких же теневых, непубличных правилах игры. С другой стороны, продолжают существовать договоренности публичные и правила, на которых они основаны – причем к этим правилам прибегают в случае необходимости корректировать выполнение договоренностей теневых – например, в случае «сведения счетов». Классический пример из самых низших «договоренностей» - запрет распивать пиво на улицах. Распивать все равно распивают, и те, кто призван это пресекать, прекрасно об этом знают, но в случае, например, острой финансовой нужды этих призванных они могут апеллировать к запрету, к которому в другом случае апеллировать не будут, мимо пройдут.
И все, что характерно, довольны. Ну, кроме совсем уже сумасшедших или неудачников. В самом деле, система абсолютно замкнута и устойчива. Нет ничего невозможного. Всегда можно пойти с бутылкой коньяка к нужному человеку и договориться. И всегда есть возможность «поступить по-человечески». Ведь глупость законов-то у нас имеет место быть. Не все ситуации можно описать заранее и формально. В некоторых есть «особые обстоятельства». И в них куда более разумным кажется поступить «не по закону, а по справедливости».
Чтобы никого не обижать, возьму пример из литературы. Из «Града Обреченного». Там, в Граде, есть такой закон о праве на разнообразный труд. Совершенно идиотский закон, согласно которому раз в несколько лет человек обязан менять место работы и идти туда, когда его пошлет бездушная машина, совершенно хаотическим образом выкидывающая свой жребий. Типа куда партия пошлет – туда и иди. И еще есть там такой дворник Ван, который познал дзен и не хочет быть никем, кроме дворника. Не хочет выделяться, хочет прожить жизнь спокойно и счастливо. И вот машина назначает его каким-то там директором. Он не хочет. Его арестовывают, приводят к главгерою, а герой по той же случайности – следователь прокуратуры. Власть. Он звонит куда надо и договаривается. И гордится, правильно же поступил. Он-то прекрасно знает Вана, он знает, что директор из него выйдет хреновый, и мучаться будут все, включая Вана, а дворник из него выйдет хороший, и радоваться будут все, включая Вана.
Что главгерою отвечают – см. эпиграф.
И что характерно, через несколько лет герой этот уже устраивает чьих-то бездарных родственников на хорошие посты по блату.
Так вот, достоинство этой системы – что не бывает безвыходных положений. Договориться можно всегда. Рассчитывать на исключения можно всегда. В самом деле, есть же гении, которые не справляются со стандартными тестами – но при этом все понимают, что их надо «двигать», потому что они – гении.
Недостатки же очевидны. Если ты не имеешь нужных связей и средств, то останешься в дураках. И тебе даже не к чему будет апеллировать, поскольку официальные законы, долженствующие обладать принудительной силой, таковой не имеют. Получается натуральный социал-дарвинизм. Кто сильнее, тот и прав. Но воспитывают-то нас в том духе, что такое положение вещей – неправильно! А между тем, оно воспринимается всеми и как очевидное. Вот тебе и шизофрения, раздвоенность сознания.
Встает великий русский вопрос. Что делать, блин?
У нас провозглашено верховенство закона номинальное. Надо сделать его реальным. Т.е. во всех случаях действовать строго по закону – и апеллировать только к нему. В случае же недовольства законами пытаться их изменить законными же путями – вроде внесения законопроектов в органы законодательной власти.
С другой стороны, нужно разоблачать эту двойственную ситуацию. Т.е. очевидное различие явного и скрытого само делать явным. Выводить на поверхность.
Но главное – не считать это нормальным. Изменить общественное сознание.
Я думаю, определенные подвижки в этой области уже есть. Теневая система была бы устойчива, если бы автомобилисты, скажем, покорно терпели или бессмысленно возмущались произволом обладателей мигалок, мечтая всеми правдами и неправдами заполучить мигалку, чтобы таким образом решить эту проблему. А тут появляется движение синих ведерок. Требование равенства.
Только равенство перед законом, а не массовые расстрелы, спасут Россию. Поэтому надо систематически выявлять случаи такого неравенства и судить их по всей строгости закона. Это, разумеется, должно касаться не только чиновников, но и всех. Требование тотальной честности. Не давай взяток. Не делай халтуру, даже зная, что это никто не будет проверять. Не пытайся «договориться» и апеллировать к обстоятельствам. Никакие обстоятельства не являются оправданием для отступления от выполнения безусловного долга, потому что такой долг – выше обстоятельств.
Это чисто кантианская картина, да. Я знаю, что ее выполнение сопряжено с нечеловеческими усилиями. Ну что же, как и у Канта это должна быть цель. Идеальный образ, которым следует руководствоваться в своей деятельности. Стараться своей деятельностью делать этот образ более реальным.

Ну вот, а такое верховенство закона – типичная черта либерализма. Он же как рассуждает: ресурсы ограничены, а человеческие желания – нет. Тот, кто сильнее, отберет ресурсы у того, кто послабее. Но и на этого найдется тот, кто сильнее. Гонка силы – это дурная бесконечность. Все друг друга перебьют. А это неприкольно. Надо договориться. Распределить ресурсы максимально взаимовыгодно, и чтобы это распределение было как-то гарантировано. Гарантирует его безличный авторитет закона и государство, поддерживающее своей силой этот авторитет.
Тут, можно, конечно, зацепиться за посылки, как и делают леваки. Так, мой научник, анархо-коммунитарист, считает, что и люди по природе добры, и ресурсы не ограничены. Тоже позиция.
Но об этом дальше.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

February 2016

S M T W T F S
 123456
78910111213
14 15 1617181920
212223 24 252627
2829     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 12:34 am
Powered by Dreamwidth Studios