dakarant: (Default)
dakarant ([personal profile] dakarant) wrote2010-03-22 01:34 am

Default City

Я - коренной москвич. Я не только родился здесь, но представляю собой то самое третье поколение, с которого и начинается отсчет "коренных". Не знаю, правда, имеется ли в виду третье поколение родившихся или живущих, я подхожу лишь во втором варианте, мои бабушка с дедушкой по маминой линии в Москву понаехали, а по папиной - Москва сама к ним понаехала, расширяясь, так что они, не меняя место жительства, стали из замкадышей внутримкадышами.
Меня иногда спрашивают, типа люблю ли я этот город. Я не люблю его и не ненавижу, я вообще никак к нему не отношусь - относиться можно только к чему-то законченному, обладающему лицом, т.е. приближающемуся к личности - в плане городов это, например, такие персонажи, как "Петербург Достоевского" или там "Москва Гиляровского" - они смотрят на тебя, ты чувствуешь их взгляд. К Москве нельзя относиться, в ней можно только жить, многообразие пересекающихся в ней линий жизни высвечивает город как пустое пространство этих пересечений, как материю-восприемницу, как место мест, как пустое присутствие. "По умолчанию".
В Москве можно раствориться, в этой равнодушно-механической толпе, в этих бесконечно перемежающихся районах, на много километров одно и то же, даже если и удастся спрятаться в какой-нибудь оазис в центре, то от ощущения, что это лишь оазис посреди зыбучих песков - никуда не спрячешься. Здесь все рыхло, утробисто, многомерно, почва уходит из-под ног, небо оказывается куполом с люком, вылезая через который обнаруживаешь новый купол, за ним - еще... Ты никуда не придешь, если идешь без цели, впрочем, и цель обеспечивает лишь иллюзию того, что ты дошел. Москва - город бездомных, мы все здесь гастарбайтеры, только у кого-то - настоящих гастарбайтеров - Родина еще есть, то у нас, коренных москвичей, ее уже нет, мы, как евреи, скитаемся, нам остается лишь воображаемая Родина пожелтевших открыток в бабушкином комоде.
Да, я люблю эти осколки прошлого - тихие зеленые дворы, узкие переулочки, особняки с тяжелой лепниной, люблю фотографии старой Москвы в черно-белом очаровании невозвратной провинциальности. Да, я прекрасно понимаю, что на самом деле был это мещанский быт, скучный (скушный!), занудный до тошноты, патриархальный, нетерпимый к инаковости... Но это не имеет значения, его все равно не вернуть, такая Москва уже стала мифом, по ней можно только ностальгировать, запечетлять в следах - и будут ли эти следы в виде затерянных среди железобетонных громад "памятниками архитектуры", за которые борятся всякие "Архнадзоры" или всего лишь фотографиями на экране - принципиальной разницы нет.
Нам, москвичам, остается лишь воображаемая Родина - та Гиперборея, то Беловодье, то Эльдорадо, детство, в которое невозможно вернуться, которое должно быть и которое совсем не обязательно было.



Это метро "Рижская", фото 1980-х годов. Я там сейчас живу, кто знает, что теперь на этом месте, тот поймет. Коротко говоря, все палатками и магазинами застроили.

Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org