dakarant: (Ктулху)
dakarant ([personal profile] dakarant) wrote2009-06-16 10:24 pm

Вверх, моя религия - часть 2. Интеллигенция.

Заседание продолжается.
В прошлый раз я сформулировал (довольно криво, на ходу - сначала пишу, потом думаю, так что сильно не ругайтесь) некоторый жесткий релятивизм. Из него есть два следствия.
Во-первых, невозможность привилегированной позиции. Т.е. если нет объективной реальности, а есть только образы мыслей и действий, то не может быть ничего "правильного". У всех не просто свои средства, у всех разные цели и ценности. Тут много можно сказать, но я вынужден тезисно.
Во-вторых, это некий тотальный солипсизм. И дело даже не в чем-то таком типа "все дозволено", а в том, что всякий солипсизм сталкивается с проблемой самоприменимости. Все, что я сейчас сказал - лично мои представления. Я их принимаю, потому что преследую некие цели, в конце концов, как мне кажется, сводящиеся в определенному духовному комфорту. Но я должен вопринимать эти цели как истинные, как имеющие значение - короче говоря, всплывают все эти традиционные аргументы правых в стиле Ильина да в стиле кучи народа, утверждающие, что человек не может жить в ситуации релятивизма.
Все эти аргументы фуфло прежде всего потому, что все не так просто. Но я сейчас не об этом, а то это моя любимая тема и меня понесет.
Значит, во-первых, в какой-то момент я научился кое-что додумывать до конца. И получать такие картезианские ясности и отчетливости, что уже не мог в них сомневаться. Они получали для меня статус объективной реальности той дубинки, с помощью которой я мог бы, заняв определенную позицию, всех мочить. Я вступил в игру. Не буду сейчас касаться всяких политических вывертов, дело в том, что отныне я не могу признавать себя, свои убеждения, ценности, мысли не имеющими смысла. Это не отрицает релятивизм в духе "не лучше и не хуже, просто разные" (если только я не хочу быть именно лучше или хуже - а я, наверно, хочу, и это очень страшное для меня признание), это просто означает, что отныне я последовательно и сознательно действую так, как будто бы то, что я продумал и прочувствовал - единственная истина (кому я еще могу верить так, как себе?). И это нормально.
Казалось бы, при чем здесь Лужков интеллигенция? А при том, что интеллигенция, как я писал, прилагают идею к несовпадающей с ней реальности. То, что я опознаю как "мое" - это именно такая жесткая, негибкая конструкция, законченная в себе, которую не заботит то, что ей противоречат факты (но Гегель не интеллигент - у него такая картина, которая не дает возможности несовпадения), на сигналы которых реагирует интеллектуал - она прет как танк вперед к светлому будущему.

Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org